В начале
обучения в 5 классе школьники переживают период адаптации к новым условиям
обучения.Резкое изменение условий
обучения,разнообразие и качественное
усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже
смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней –
всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
2.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом
дне.
3.Стремление при разговоре отвлечь
родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4.Нежелание выполнять домашние задания.
5.Негативные характеристики в адрес
школы, учителей, одноклассников.
6.Жалобы на те или иные события,
связанные со школой.
7.Беспокойный ночной сон.
8.Трудности утреннего пробуждения,
вялость.
9.Постоянные жалобы на плохое
самочувствие.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
-В адаптационный период дети могут стать более
тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.
У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит.
В период адаптации важно обеспечить ребёнку
спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, т.е. сделать так, чтобы
пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
-Что может затруднить адаптацию ученика к средней
школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований со
стороны разных педагогов. Ученикам и родителям важно обратить внимание на
позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в
ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования,
соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,
необходимым для взрослой жизни.
-Необходимо,
чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в
текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и
хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное
понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
-Помощь родителей на первых порах нередко нужна
школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети
делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые
нередко возникают на первых этапах обучения в школе.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- -Любите своего ребёнка, и пусть он никогда
не усомнится в этом.
- -Принимаёте ребёнка таким, какой он есть,
со всеми достоинствами и недостатками.
- -Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в
его возможности.
- -Стремитесь понять своего ребёнка,
загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- -Создайте условия для успеха ребёнка;
дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- -Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои
несбывшиеся мечты и желания. -Помните, что воспитывают не слова, а
личный пример.
- -Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
- -Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите.
- -Помните, что ответственностьза воспитание ребёнка несётеименно Вы.
Рекомендации
специалистов Филадельфийского детского
центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребёнка»:
Воодушевите ребенка на
рассказ о своих школьных делах.
-Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа:
«Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от
домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
-Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам,
используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах
в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями Вашего
ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
-Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы
чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах,
связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем.
-Даже если нет особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь с учителем Вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное
для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка.
Не связывайте оценки за
успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
-Ваш ребенок
должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость —
как наказание.
-Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще
свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
-Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не
все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном
выполнении им домашних и классных заданий.
-Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать
наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть
телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила
сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять
домашние задания, но не делайте их сами.
- Установите вместе с ребенком специальное время, когда
нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением
этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.
-Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и
убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим
образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с
домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что
преподают в школе.
-Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а
затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе.
Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги,
подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.
-Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое
количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски,
чтобы покрасить определенную поверхность.